Виды стихотворений

1.БЕЛЫЙ СТИХ – стих без рифм. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие своей неповторимой напевностью и мелодичностью: 
  
 
     Сяду я за стол да подумаю: 
     Как на свете жить одинокому? 
     Нет у молодца молодой жены, 
     Нет у молодца друга верного. 
                                (А. Кольцов)  
 
Во тьме ночной явилась буря; 
Сверкал на небе грозный луч; 
Гремели громы в чёрных тучах, 
И шумный дождь в лесу шумел... 
                              (Н. Карамзин) 
 
     В каком году  - рассчитывай, 
     В какой земле  - угадывай, 
     На столбовой дороженьке 
     Сошлись семь мужиков… 
                            (Н.А. Некрасов)  
 



2.БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ - Далёкий предок белого стиха, к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример безрифменного стиха: 
 
О том. что ждёт нас, брось размышления, 
Прими, как прибыль, день нам дарованный 
Судьбой, и не чуждайся друг мой, 
Ни хороводов, ни ласк любовных. 
                                    (Гораций) 



3.ВЕРЛИБР (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости. 
 
         Она пришла с мороза, 
         Раскрасневшаяся, 
         Наполнила комнату 
         Ароматом воздуха и духов, 
         Звонким голосом 
         И совсем неуважительной к занятиям 
         Болтовнёй. 
                                       (А. Блок) 
 



4.ВОЛЬНЫЙ СТИХ (вольный ямб)  - свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий, посланий и пр. Вольные стихи больше всего подходят для передачи разговорной речи. 
 
 ...Вороне где-то бог послал кусочек сыру; 
                       На ель ворона взгромоздясь, 
  Позавтракать было совсем уж собралась... 
                                                       ( И.А. Крылов) 
 



5.ХОЛОСТЫЕ СТИХИ - стихи с холостой рифмовкой, при которой в строфе, помимо зарифмованных строк, присутствуют и незарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Холостые стихи могут быть как с регулярным ожиданием отсутствия рифмы в определённых местах строфы (схема рифмовки АВСВ,  АВАС, ААВА и т.п.) так и с эффектом обманутого ожидания. Традицию холостых стихов русские поэты переняли  из немецкой поэзии - с середины 19 в. на русский язык переводилось большое количество стихов Г. Гейне, применявшего холостую рифмовку. С тех пор холостые стихи стали привычным явлением в русской поэзии, знавшей до того лишь единичные случаи. 
  
 
Я, к мачте прислонясь, стоял, 
За валом вал считая, 
Корабль летит вперёд быстрей, - 
Прощай, страна родная! 
                                 (Г.Гейне) 
   Травка зеленеет, 
   Солнышко блестит, 
   Ласточка с весною 
   В сени к нам летит. 
              (А.Н. Плещеев) 
  
 От германского поэта 
Перенять не в силах гений, 
Могут наши стихотворцы 
Брать размер его творений. 
 
Пусть рифмует через строчку 
Современный русский Гейне, 
А в воде подобных песен 
Можно плавать, как в бассейне... 
                            (Д. Минаев) 
  
 Зарыться бы в свежем бурьяне, 
Забыться бы сном навсегда! 
Молчите, проклятые книги! 
Я вас не писал никогда! 
                                 (А.Блок) 
Нет не сдамся: папа-мама, 
Дратва-жатва, кровь-любовь, 
Драма-рама-панорама, 
Бровь, свекровь-морковь... носки!  
                                (Саша Чёрный)  
 



6.РИФМОИД – стих с очень приблизительными рифмами. 
 
А если я вас когда-нибудь крою 
И на вас замахивается перо–рука, 
То я, как говорится, добыл это кровью, 
Я больше вашего рифмы строгал. 
                                         (В. Маяковский) 
 



7.СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты – мелодичность и напевность. 
 
  Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - 
  Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!  
  Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома?  
  Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! 
                                                                                                          (И. С. Тургенев) 
 



8.МОНОРИМ (греч. monos – один, rime – стих)  – стих, построенный на одной рифме; редкий в европейской поэзии, но широко распространённый  в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока.  К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, рубаи, тарджибанд и др. Пример рубаи Омара Хайяма: 
  
 
Не завидуй тому, кто силён и богат. 
За рассветом всегда наступает закат. 
С этой жизнью короткою, равною вздоху, 
Обращайся, как с данной тебе напрокат. 
                                              (Омар Хайям)  
 
Пример старинного европейского монорима:                                            Моноримы в музее рифмы... 
 
Холодеет жар камина,  
Смолкли звуки пианино,  
Отзвучала каватина...  
Где ж иных небес картина,  
Белый лебедь Лоэнгрина?  
 
В чистом виде моноримы пишутся довольно редко. У русских поэтов стихи-моноримы часто встречаются как составные части какого-либо произведения. 
 
Пример такой на свете не один: 
И диво ли, когда жить хочет мещанин, 
Как именитый гражданин, 
А сошка мелкая, как знатный дворянин. 
                                       (И.А. Крылов)  
 
Есть черный тополь, и в окне - свет, 
И звон на башне, и в руке - цвет, 
И шаг вот этот - никому - вслед, 
И тень вот эта, а меня - нет. 
                               (М. Цветаева)  
 
 
Праобразы первых русских моноримов можно встретить в устном народном творчестве: загадках, потешках, скороговорках, основанных на звуко-смысловой игре схожих по звучанию слов. 
 
Села Алеся 
с печи ноги свеся, 
Не смейся, Алеся, 
а на печи грейся. 
    (русская скороговорка) 
 
Моноримические цепи встречаются ещё в средневековых стихотворных памятниках Древней Руси, как например: 
 
Но еже к Богу верою вооружився, 
и креста честного силою укрепився, 
и молитвами пречистые Богородицы защитився, 
и предстательством небесных сил оградився, 
и Богу помолився... 
                         ("Задонщина", 14 век) 
 



9.АЛФАВИТНЫЙ СТИХ – стихотворение, в котором каждый стих или строфа (чаще -двустишие), начинаются с новой буквы и все вместе выстроены в алфавитном порядке.  
 
                 Антисемит Антанте мил. 
                 Антанта сборище громил. 
 
                 Большевики буржуев ищут. 
                 Буржуи мчатся вёрст за тыщу. 
 
                 Вильсон важнее прочей птицы. 
                 Воткнуть перо бы в ягодицы… 
                                             (В. Маяковский) 
 
Русский алфавитный стих ведёт своё начало от Азбучной молитвы (Х в.), широко распространённой в средневековой Руси и по форме напоминавшей современный верлибр. В таком стихе каждое изречение начиналось с новой строки и буквы алфавита. 
 
Азъ словом симь молюся Богу 
Боже вьсея твари и зиждителю 
Видимыимъ и невидимыимъ! 
Господа духа посъли живущаго 
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово 
Еже будетъ на успехъ вьсемъ...  
 



11.АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайние стих)  – стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора. Акростих ведёт своё начало из магических текстов и был популярен в  поэзии Средневековья. Как один из примеров, - отрывок из акростиха, посвящённого Анне Ахматовой.  Подробней об акростихе см. в Словаре поэтических терминов, а также в Музее рифмы.     
  
 
 Ангел лёг у края небосклона, 
 Наклоняясь, удивлялся безднам. 
 Новый мир был тёмным и беззвёздным. 
 Ад молчал. Не слышалось ни стона… 
                                    (Н. Гумилёв) 
 
Довольно именем известна я своим; 
Равно клянётся плут и непорочный им; 
Утехой в бедствиях всего бывало боле; 
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле. 
Блаженству чистых душ могу служить одна; 
А меж злодеями не быть я создана. 
                               (Нелединский-Мелецкий) 
 Сложнейшее из построений, 
Творенье буйного ума. 
Искусство слов и их сплетений, 
Хроническая, до изнеможений, 
Основа трудного письма. 
Скупая исповедь поэта, 
Летящих в неизвестность фраз; 
Осипшая от всех запретов, 
Жизнь без притворства и прикрас. 
Едва слышна тугому уху, 
Незримая полуслепцу. 
Инакомыслие для слуха, 
Елей лишь сердцу и Творцу.   
                 (И. Блуменфельд) 
  
 
Существуют также разновидности акростиха: телестих – акростих из последних букв строк и  мезостих – акростих из средних букв.    
 


13.ЦЕНТОН  (от лат. cento - одежда или одеяло из лоскутков) – юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» - отрывков разных  стихов одного или нескольких авторов. Вот пример центона, собранного в основном из первых строк стихов Пушкина. 
 
Я помню чудное мгновенье - 
Три сестрицы под окном. 
Зима!.. крестьянин торжествуя, 
Всё ходит по цепи кругом, 
Гонимый вешними лучами. 
Уж солнце меркнет за горами... 
Беги , сокройся от очей! 
И сердцу будет веселей. 
 Во глубине сибирских руд 
Горит восток зарёю новой. 
Не пой красавица при мне, 
Подруга дней моих суровых. 
Прощай свободная стихия, 
Гусей крикливых караван… 
Мороз и солнце! День чудесный! 
Храни меня мой талисман! 
 

Источник